Анкета для определения школьной мотивации
1. Тебе нравится в школе?
а) да
б) не очень
в) нет
2. Ты всегда с радостью идёшь в школу?
а) иду с радостью
б) бывает по-разному
в) чаще хочется остаться дома
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно
приходить всем ученикам, ты бы пошёл в школу или остался дома?
а) пошёл бы в школу
б) не знаю
в) остался бы дома
4. Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки?
а) не нравится
б) бывает по-разному
в) нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких д/з?
а) не хотел бы
б) не знаю
в) хотел бы
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
а) нет
б) не знаю
в) хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе своим друзьям?
а) часто
б) редко
в) не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель, менее
строгий?
а) мне нравится наш учитель
б) точно не знаю
в) хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
а) много
б) мало
в) нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
а) нравятся
б) не очень
в) не нравятся
Интерпретация теста:
За каждый ответ а) – 3 балла; б) – 1 балл; в) – 0 баллов.
Максимальное количество баллов: 30 баллов. Чем выше сумма
баллов, тем выше школьная мотивация.
25-30 баллов – сформировано отношение к себе, как к
школьнику, высокая учебная активность.
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных
мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой
требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и
ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или
замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски,
процесс урока, учебный материал и т.п.
20-24 балла – отношение к себе как к школьнику практически
сформировано.
Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных
классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную
тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют
меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации
является средней нормой.
15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа
привлекает больше внеучебными сторонами.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе,
однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится
ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные
мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало
привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило,
школьные, но не учебные ситуации.
10-14 баллов – отношение к себе как к школьнику не
сформировано.
Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают
пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми.
Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии
неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети
изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в
школе.
Менее 10 баллов – негативное отношение к школе,
дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не
справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с
одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается
ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Могут
плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные
реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать нормам,
правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно - психического
здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют школьной теме, а
отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Оказывается, в целом ряде экспериментов было показано, что
высокая мотивация формируется только в тех семьях, где родители постоянно
повышали уровень своих требований к детям и одновременно могли предлагать им
ненавязчивую помощь и поддержку, а также отличались мягкостью и теплотой в
отношениях со своими детьми.
И, напротив, семьи, в которых родители игнорировали своих
детей, были безразличны к ним или осуществляли очень строгий надзор,
директивную опеку над ними, у детей, как правило, доминирующим становилось
стремление избегать неудач и, следовательно, формировался в целом низкий
уровень мотивации достижения в целом.
|