Четверг
07.11.2024
07:27
Приветствую Вас Гость
RSS
 
"Звёздочки"Сайт класса и учителя Баландиной Т.В.
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
...

Меню сайта

Категории раздела
В помощь родителям [5]
Новости [0]

Крылатые слова

Который час?

Страна Знаний
Дата и время

Наш опрос
Что вас заинтересовало на этом сайте?
Всего ответов: 84

Наш опрос
Нужна ли школьная форма?
Всего ответов: 117

Оцени сайт
Оцените сайт
Всего ответов: 112


...
Осталось...

Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Родителям » В помощь родителям

Здоров ли ваш ребёнок

Е.А. Бабенкова, доктор биологических наук, член-корреспондент РАО, директор Института возрастной физиологии РАО и Центра образования и здоровья МО РФ, лауреат Премии Президента России. 2002 год Составляющие здоровья ребенка

Что такое здоровье?

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это состояние полного физического, психологического и социального благополучия. Давайте подумаем, какое отношение это определение имеет к вам, родителям. Вы хотите, чтобы ваш ребенок был здоров? Вопрос риторический. Но одного желания мало. Необходимо позаботиться о создании таких условий жиз¬ни ребенка в семье, которые бы обеспечили все составляющие «состояния полного благополучия» — крепкое тело, здоровую психику, умение общаться с другими людьми. Какие же это усло¬вия? Они хорошо известны. Это комфортный психологический климат в семье, рациональный режим дня, полноценное пита¬ние, соблюдение правил личной гигиены, профилактика заболе¬ваний, понимание ребенка, готовность и умение помочь ему в трудных ситуациях. Да, это известно и просто. Правда, создание этих условий требует от вас ежедневного и ежечасного труда, труда ума, души, рук. Но ведь результатом этого труда будет здо¬ровье ребенка, а значит, его успешное обучение в школе, получе¬ние полноценного образования и в будущем реализация себя в любимом деле, да и, как говорится, личное счастье. Ради этого разве не стоит потрудиться? По каким же показателям (критериям) специалисты оцени¬вают физическое и психологическое благополучие ребенка? На¬зовем основные: • наличие или отсутствие отклонений в состоянии здоровья. Этот показатель связан с состоянием здоровья родителей, т.е. наследственными факторами. Зная их, можно установить «направления риска» в развитии ребенка или его предрасположенность к тем или иным заболеваниям, а значит, и меры их профилактики; • гармоничность физического развития, уровень физической подготовленности. • нормальное или отклоняющееся от нормы функционирование систем организма; • нервно-психическое развитие; • сопротивляемость и устойчивость к болезням; • степень адаптации (приспособления) к меняющимся внешним условиям. Что, например, значит предрасположенность к определен¬ным заболеваниям? Допустим, у ребенка обнаружены нарушение осанки или склонность к развитию плоскостопия. Те же заболевания есть и у вас, и вы считаете, что это наследственное и тут уж ничего не поделаешь. Однако эти отклонения от нормы можно исправить специальными упражнениями, если сделать это своевременно. А вот если опоздать, последствия будут печальными. Слабость опорно-двигательного аппарата может стать причиной ухудшения зрения, заболеваний дыхательной и пищеварительной систем, повышенной утомляемости и плохого самочувствия. А это, в свою очередь, и порождает многие школьные трудности ребенка. Здоровье или нездоровье ребенка закладывается еще в утробе матери. Её настроение, самочувствие, эмоциональное состояние, перенесенные во время беременности болезни — все может повлиять на организм младенца и его развитие. Каждая беременность не похожа на предыдущую, поэтому и дети в одной семье рождаются разные по своему физическим и психическим качествам. Материнство начинается задолго до беременности — это старая истина. Издавна считалось, что мелодичная музыка, красивые виды, покой и ласка, окружающие беременную, способствуют не только рождению доброго и здорового ребенка, но и раскрытию наследуемых ребенком талантов, характера, резервов здоровья по максимуму. И наоборот, неблагоприятные условия, в которых нередко протекает беременность у наших современниц, искажают природу ребенка. Говоря о воспитании здорового ребенка, нельзя не остановиться на актуальной проблеме алкоголизма и пьянства. О вредном влиянии алкоголя на потомство знали еще со времен Древней Греции. Недаром на Руси спиртное принимали только мужчины, а на свадьбах молодожены не прикасались к рюмке с вином. К началу прошлого века в педиатрии накопились многочисленные факты, устанавливающие связь различных аномалий в развитии и здоровье детей с пристрастием их родителей к алкоголю. Так, французский врач Демье установил, что в семьях, употреблявших спиртные напитки, смертность детей на первом году жизни была в 2,5 раза выше, чем в непьющих семьях, соответственно детей-эпилептиков рождалось больше в 13 раз, с отставанием в психическом развитии — в 4 раза, страдающих различными уродствами — в 5 раз, а здоровых физически и психически детей в «пьющих» семьях оказалось в 5 раз меньше. Данные, полученные позднее, а также особенно в наши дни, подтверждают эту удручающую статистику. Токсическое действие алкоголя на структуру плода выявлено в очень значительных по объему и длительности клинических и экспериментальных наблюдениях и исследованиях. При этом доказана зависимость выраженности различных повреждений от степени алкоголизма родителей. Алкоголизм родителей пагубно отражается на развитии ребенка. При отсутствии явных признаков нервно-психических нарушений дети больных алкоголизмом нередко слабы физически, страдают множеством невротических отклонений (заикания, тики, расстройства сна, ночное недержание мочи и др.). Научный совет Американской медицинской ассоциации (США) опубликовал результаты 65 тыс. наблюдений в разных странах. Доказано, что прием алкогольных напитков беременной даже в «малых» (100—150 мл) дозах оказывает токсическое воздействие на плод с последующим развитием у ребенка умственной неполноценности. Представляют интерес данные, полученные при сравнительных обследованиях семей, когда сопоставлялись результаты до и после злоупотребления алкоголем. Так, патологических нарушений в физическом и психическом развитии оказалось значительно больше у детей, родившихся после того, как родители стали употреблять алкоголь. Таким образом, нет никаких сомнений в том, что алкоголь оказывает многостороннее разрушительное действие на развивающийся плод и здоровье ребенка. Курение, особенно курение женщин до и во время беременности, также вредоносно для развития плода и ребенка. При обследованиях значительного контингента населения ряда стран мира (США, Франция, ФРГ и др.) у курящих женщин выявлены нарушения течения беременности и родов и, как следствие, отставание физического и психического развития рожденных ими детей вплоть до юношеского возраста. Особенно часто у детей курящих родителей возникают респираторные заболевания и нервно-психические расстройства. Французскими медиками доказано, что дети дошкольного и школьного возраста от курящих родителей болеют пневмониями и бронхитами в 2 раза чаще, чем дети в некурящих семьях. В семьях курящих родителей за последние годы отмечается возрастание случаев (на 60%) заболеваний раком легких у детей школьного возраста. Проблема пассивного курения (пребывание рядом с курящим) привлекает все большее внимание. Доказано, что в воздухе помещений, где курят, находится канцерогенных (вызывающих рак) веществ больше, чем в дыме, вдыхаемом курильщиком (таких сильных канцерогенов, как бензопирен, в 3 раза, а толуол --в 6 раз больше!), поэтому пассивное курение очень опасно как для жен курящих мужей (опасность умереть от рака возрастает в 2 раза), так и для детей. Нельзя допускать ни в коем случае пребывания ребенка в одной комнате с курильщиком. Важным условием сохранения и укрепления здоровья ребенка является рациональный режим дня. Это известно всем. Но почему необходимо соблюдать режим? Научное обоснование роли режима получено в последние годы благодаря изучению жизнедеятельности всех живых существ. Установлено, что основное проявление их жизнедеятельности — цикличность, т.е. определенная последовательность периодов подъема и снижения активности, бодрствования и сна. Особую значимость для рациональной организации режима дня имеют суточные колебания работоспособности. Родители должны знать индивидуальные особенности, «биологические часы» своего ребенка, чтобы установить оптимальное время режимных моментов и объяснить ребенку важность их соблюдения. Вместе с тем нельзя подходить к режиму как к сугубо жесткому временному распорядку дня с обязательными, точно определенными и ежедневно повторяющимися событиями. В таком случае жизнедеятельность ребенка приобретает монотонный характер, у него развивается утомление. Выдающийся физиолог И.П. Павлов указывал, что основу режима составляет «динамический стереотип», т.е. регулярно повторяющаяся деятельность, но не инертная, а динамичная, изменяющаяся. Поэтому режим с первых дней жизни ребенка должен быть стабильным и вместе с тем динамичным, с постоянным приспособлением (адаптацией) к изменяющимся условиям внешней среды. Родителям следует помнить, что ежедневно должны выполняться такие основные компоненты распорядка дня, как время пробуждения и засыпания, длительность прогулок, время приема пищи. Остальные виды деятельности ребенка могут варьировать по срокам и продолжительности их выполнения. Чем более режим будет исходить из индивидуальных особенностей ребенка, его склонностей, занятости, видов деятельнос¬ти, тем в лучших условиях окажутся все его физиологические системы, что обязательно отразится на его самочувствии, настроении и на всем том, что входит в обобщенное понятие «здоровый ребенок». Кроме того, рациональный, подходящий для вашего ребенка режим — действительный способ выработки таких соци¬ально значимых качеств личности, как организованность, ответственность, целеустремленность, сильная воля, умение ценить свое и чужое время. Режим — это интересная, наполненная делом жизнь, без лени, суеты и нервотрепки, постоянного страха не успеть что-то сделать или опоздать. Очень часто родители задают вопрос, как правильно организовать именно для их ребенка режим дня. Вот что рекомендуют сделать прежде всего специалисты — педагоги-психологи. • Проанализируйте обычное ежедневное поведение ребенка в течение недели, начиная с утреннего пробуждения и до ночного сна. • Выясните и обоснуйте с учителем основные компоненты режима учебного дня (в начальной школе для этого достаточно иметь расписание уроков и перемен). • Установите время, необходимое для спокойного приема пищи и отдыха, а также занятий, предполагающих физические, умственные и эмоциональные нагрузки (с учетом внешкольных мероприятий). • Определите время для ночного сна. Нормой для 6-7-летних детей считается 10,5 часа, для 11—12-летних — 9 часов. • Уточните, сколько времени ребенок гуляет, сидит у телевизора, за компьютером, читает или занимается музыкой. Все эти данные соотнесите с вариантами режима, разработанного специалистами, выберите подходящий для вас вариант и внесите в него необходимые уточнения. Познакомьтесь с вариантами режима для учащихся начальной школы. 1. Примерный режим дня А. Для учащихся 1-го класса (6—7 лет) без продленного дня обучения Составлен на основе учебника М.В. Антроповой «Гигиена детей и подростков» (М.: Медицина, 1982). Режимные моменты Часы Пробуждение, утренняя гимнастика, обтирание, душ, уборка постели, умывание 7.00 Завтрак 7.30 Дорога в школу 7.50 Гимнастика до занятий 8.15 1-й урок 8.30 2-й урок 9.15 Завтрак 9.50 3-й урок 10.10 Спортивный час 11.00 4-й урок 12.25 Дорога из школы домой 13.00 Обед 13.10 Сон (дневной) 13.30 Туалет, уборка постели 15.30 Занятия по интересам 15.45 Полдник 16.20 Прогулка, подвижные игры на воздухе 16.40 Ужин 19.00 Свободные занятия 19.30 Приготовление ко сну 20.00 Сон (ночной) 20.30 Б. Для учащихся 1-го класса (6—7 лет) школ с продленным днем обучения Все режимные моменты те же, что и для учащихся 1-го класса школ без продленного дня обучения, кроме времени на дорогу из школы домой — не после 4-го урока, а в 18.00. 2. Примерный режим дня Для учащихся 2-го (7—8 лет), 3-го (8—9 лет) и 4-го (9—10 лет) классов, посещающих школу в первую смену. Составлен на основе работ М.В. Антроповой: «Гигиена младшего школьника» (М.: Знание, 1978) и «Гигиена детей и подростков» (М.: Медицина, 1982) Режимные моименты Часы 2-3-й классы 4-й класс Пробуждение, утренняя гимнастика, водные процедуры (обтирание, душ), уборка постели, умывание 7.00 - 7.30 7.00 - 7.30 Завтрак 7.30 7.30 Дорога в школу (прогулка) 7.50 7.50 Учебные занятия. Внеклассная и общественная работа 8.20-12.30 8.20-13.30 Дорога из школы домой (прогулка) 12.30 13.30 Обед 13.00 14.00 Послеобеденный отдых (сон для детей 7 лет) 13.30-14.30 Пребывание на воздухе. Прогулка, подвижные игры, развлечения 14.30-16.00 14.30-17.00 Приготовление уроков (после каждых 40 минут занятий перерыв на 5—10 ми¬нут), уборка книг и рабочего места 16.00-17.30 17.00-19.30 Пребывание на воздухе 17.30-19.00 Ужин и свободные занятия 19.00-20.30 19.30-21.00 Сон 20.30 21.00

Категория: В помощь родителям | Добавил: Татьяна (14.05.2011)
Просмотров: 1102 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Погода

Календарь
Праздники России

Кнопка сайта
"ЗвёздочкиСайт учителя Баландиной Т.В."

Сайт в каталогах
Белый каталог сайтовGlavBoard.ru Каталог сайтов 'Российское образование в сети' Методсовет
  • SafeWeber.ruБанк Интернет-портфолио учителей Каталог сайтов

    Новости

    ПФО
    Приволжский федеральный округ

    Поиск

    Конструктор сайтов - uCoz