Суббота
20.04.2024
12:35
Приветствую Вас Гость
RSS
 
"Звёздочки"Сайт класса и учителя Баландиной Т.В.
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
...

Меню сайта

Категории раздела
В помощь родителям [5]
Новости [0]

Крылатые слова

Который час?

Страна Знаний
Дата и время

Наш опрос
Что вас заинтересовало на этом сайте?
Всего ответов: 84

Наш опрос
Нужна ли школьная форма?
Всего ответов: 117

Оцени сайт
Оцените сайт
Всего ответов: 112


...
Осталось...

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Родителям » В помощь родителям

Режим дня младшего школьника

РЕЖИМ ДНЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Центр образования и здоровья

Министерства образования РФ

 

Институт возрастной физиологии РАО

 

М.В. Антропова, Л.М. Кузнецова, Т.М. Параничева

 

Главный фактор здоровья

Нет сомнения, что все родители хотят, чтобы их ребенок был здоров, но далеко не все знают, что главное условие сохранения здоровья – соблюдение режима дня.

«Опять про режим! Неужели это так важно? Есть более серь­езные факторы, которые влияют на здоровье» – достаточно ти­пичное мнение. Ответ на вопрос: «Нужно ли соблюдать режим дня?» – знает каждый культурный человек: «Да, нужно». Однако в жизни имеется множество поводов к его несоблюдению. И ес­ли взрослый человек может справляться с отрицательными последствиями нарушений режима дня, не замечая длительное время ухудшений своего здоровья, то дети реагируют на все отклонения от режима значительно тяжелее, и чем младше ребенок, тем необходимее для него выполнять все требования режима, т.е. здорового образа жизни.

Как правило, родители стараются, чтобы ребенок вовремя ел, гулял, играл, в одно и то же время ложился спать, не сидел ча­сами перед телевизором. Но чем старше становится ребенок, тем труднее соблюдать распорядок каждого дня.

Конечно, для того чтобы своевременное выполнение работы, прием пищи, организация отдыха и другие режимные моменты вошли в привычку ребенка, нужны усилия, терпение, воля. Зато ребенок, живущий по режиму, гораздо легче справляется со школьными нагрузками, успевает отдохнуть, не переутом­ляется, не пребывает в ситуации спешки и постоянного «не ус­пел». Навыки соблюдения режима дня формируются у ребенка с малых лет и во многом определяются привычками и укладом жизни семьи.

Любое нарушение режима (нерегулярный прием пищи, сокращение времени сна, прогулок, выполнение домашних зада­ний в вечернее время и т.п.) может стать причиной задержки роста и нормального развития детского организма.

Еще в дошкольном возрасте следует постепенно вырабаты­вать у ребенка привычку прислушиваться к своему организму, ритму его деятельности и обращать внимание на появившиеся изменения. Ритм жизни, режим дня помогают сформировать правильные привычки. Только необходимо помочь детям в выра­ботке и усвоении правил режима дня. Чередование различных видов деятельности (уроки в школе, подготовка домашних зада­ний, внеклассные и внешкольные занятия, труд) с активным отдыхом, удовлетворение естественной суточной потребности в движении, полноценный сон помогают ребенку восстановить силы, сохранить высокий уровень работоспособности. Все режимные моменты важно выполнять регулярно, ежедневно в од­ни и те же часы. При нарушении режима дня ребенок быстро ус­тает, становится рассеянным, ничего не успевает, появляются головные боли, снижается настроение, исчезает желание учиться. Постоянные стрессы ведут к возникновению новых и прогрессированию уже имеющихся заболеваний.

Попробуем разобраться, что входит в понятие «режим дня», какие его компоненты обязательны для младших школьников и какие варианты режима можно считать оптимальными.

Что такое режим

Режим – это:

- установление оптимальных норм продолжительности раз­личных видов деятельности и отдыха для школьников разного возраста;

- средство выработки у ребенка привычки распоряжаться собой и своим временем, умения избирать для себя наиболее при­емлемый ритм жизни и труда, потребности заполнять свое время полезной деятельностью.

Режим дня детей – это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток.

Режим дня школьника должен строиться в соответствии с периодами повышения и спада работоспособности, которая зави­сит от интенсивности физиологических процессов.

Удивительно, но, когда речь идет о рациональной организа­ции режима дня школьника, и родители и учителя считают этот вопрос несущественным, не требующим особого внимания. Это подтверждают специальные исследования последних десятилетий, которые показывают существенные нарушения гигиенических требований к организации жизни ребенка в семье. Выясни­лось, что утреннюю гимнастику дома делает только 42% детей, у 76% – продолжительность ночного сна сокращена на 1,5-2 часа, почти все дети проводят у телевизора от 1 до 2 часов ежедневно, 20% детей вообще не гуляют после школы.

Несмотря на то, что в первом полугодии домашние задания первоклассникам не предусматриваются, большинство учащихся тратят на приготовление уроков дома от 0,5 до 1,5 часа в начале учебного года и от 1 до 2 часов – в конце.

Вместе с тем установлено, что нерационально организован­ный режим ведет к резкому снижению работоспособности, утом­лению и переутомлению.

Элементы режима дня школьника

Что же такое рационально организованный режим дня?

Во-первых, это учеба в школе, точно регламентированное время и продолжительность подготовки домашних заданий, а также творческой деятельности ребенка (в период повышения работоспособности).

Во-вторых, это обязательный отдых на свежем воздухе.

В-третьих, это достаточный по продолжительности сон, со строго установленным временем подъема и отхода ко сну.

В-четвертых, это регулярное и полноценное питание.

Обязательна при этом и соответствующая возрасту двига­тельная активность ребенка.

Конечно, следить за правильной организацией режима дня школьников должны сами родители, но и учителю не следует ос­таваться в стороне. Он может объяснить и родителям, и детям необходимость соблюдения режима, контролировать его.

Режим дня в семье должен строиться с учетом того времени, которое ребенок проводит в школе (занятия могут быть в первую или во вторую смену). В школе ребенок может находиться до 13 часов дня или до 18—19 часов вечера (продленный день).

Если в школе нет «продленки», родители должны предусмотреть продолжительность отдыха ребенка на воздухе не менее 2,5—3 часов, суммарную длительность сна не менее 12 часов в сутки (с учетом 1,5—2-часового дневного сна), четырехразовое пи­тание.

В зависимости от условий обучения и нахождения в школе у детей должны быть разные режимы дня. Мы приводим примерные схемы режимов дня для младших школьников, имеющих раз­ное время обучения и присутствия в школе.

 

Примерная схема режима дня для младших школьников, занимающихся

в первую смену

 

Режимные моменты

Время проведения

 1—2 классы

3 — 4 классы

Пробуждение, гимнастика, закаливающие процедуры

7.00

7.00

Завтрак

7.30

7.30

Дорога в школу (прогулка)

7.50

7.50

Учебные и факультативные занятия в школе, завтрак на большой перемене

8.30

8.30

Дорога из школы домой (прогулка)

12.30

13.30

Обед

13.00

14.05

Послеобеденный отдых (сон для первоклассников и ослабленных детей)

13.30

 

Пребывание на воздухе

14.30

14.30

Приготовление уроков (каждые 35—45 минут занятий перерыв на 5—10 минут)

16.00

Во время первого перерыва всем учащимся дается полдник

17.00

Пребывание на воздухе

17.30

Ужин и свободные занятия

19.00

19.30

Сон

21.00

21.00

Категория: В помощь родителям | Добавил: Татьяна (14.05.2011)
Просмотров: 10674 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Погода

Календарь
Праздники России

Кнопка сайта
"ЗвёздочкиСайт учителя Баландиной Т.В."

Сайт в каталогах
Белый каталог сайтовGlavBoard.ru Каталог сайтов 'Российское образование в сети' Методсовет
  • SafeWeber.ruБанк Интернет-портфолио учителей Каталог сайтов

    Новости

    ПФО
    Приволжский федеральный округ

    Поиск

    Конструктор сайтов - uCoz