Суббота
20.04.2024
00:16
Приветствую Вас Гость
RSS
 
"Звёздочки"Сайт класса и учителя Баландиной Т.В.
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
...

Меню сайта

Категории раздела
В помощь учителю [2]
Внеклассная работа [1]

Крылатые слова

Который час?

Страна Знаний
Дата и время

Наш опрос
Что вас заинтересовало на этом сайте?
Всего ответов: 84

Наш опрос
Нужна ли школьная форма?
Всего ответов: 117

Оцени сайт
Оцените сайт
Всего ответов: 112


...
Осталось...

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Методическая копилка » В помощь учителю

Методические рекомендации "Дневник личностного роста"

Дневник личностного роста школьника

Методические рекомендации

Актуальность разработанного кафедрой педагогики и психологии Пензенского института развития образования определяется следующим обстоятельством.

Переход общества к новому социально-экономическому и политическому укладу вызывает острую необходимость в людях высокообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности. Это предъявляет повышенные требования к выпускникам средней школы, которые должны быть социально закаленными, чтобы противостоять всякого рода отклонениям, подготовлены к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности; быть здоровыми  физически и психически. И главное, выпускники должны быть способны к саморазвитию, к непрерывному совершенствованию.

С точки зрения социализации чрезвычайно важный период в становлении личности – школьный возраст. Именно в этот период происходит формирование социальных потребностей, осуществление жизненных выборов (деятельности, профессии, партнеров, ценностей и т.п.), открытие своего внутреннего мира.

По  Закону РФ «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации», должно обеспечивать, в частности, «интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, подготовленного к вступлению в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества…».

Эти задачи обеспечиваются организацией педагогических условий для успешного самопознания, самовоспитания, самоопределения, самоутверждения, самоактуализации.

 

Цель введения дневников личностного роста школьника – воспитание человека, способного к самовоспитанию и саморазвитию, челове-ка совершенствующего самого себя

Задачи:

- направить процесс самовоспитания, саморазвития учащихся

- организовать рефлексивную деятельность ребенка, приводящую
к появлению микро- и макро-программ работы над собой

- ознакомить школьников с практическими приемами и методами своего духовного и физического развития, совершенствования

Направления развития личности на разных возрастных этапах определяются потребностями человека, прежде всего потребностями  улучшения и совершенствования личностью самой себя.

 

 

Сензитивные периоды для проявления и развития определённых потребностей

 

7 – 10 лет ­- познание окружающего мира

10 – 11 лет - самопознание

11 – 13 лет - самовоспитание, самообучение

13 – 14 лет - самоутверждение

14 – 15 лет - самоопределение

15 – 17 лет - самоактуализация

 

С учетом этого для каждого класса условно выделена тематическая направленность дневника в виде девиза.

 

Развитие умений самосовершенствования личности школьника

от I класса до XI класса

 

IIV класс   Управляй своим поведением

V класс  Познай себя

VI класс  Сделай себя сам

VII класс  Научи себя учиться

VIII класс  Утверждай себя

IX класс  Найди себя

X класс   Управляй собой

XI класс    Реализуй себя

 

На уровне 1 класса дневник – это основа для бесед игровых ситуаций с детьми.

Структура дневника единая для всех классов. Специфическим для каждого класса является предлагаемый на начало и конец учебного года материал для самооценки и оценки достижений школьника в сфере самопознания, самоутверждения и т.д. значимыми для него людьми – родителями, друзьями, учителями.

Дневник оформлен в виде блокнота. Такой формат и соответствующее оформление сделает его более привлекательным для школьника.

Условия эффективности введения дневников.

Добровольность ведения дневника.

Каждый ученик, получив в руки дневник, сам решает, как, когда и где будет его заполнять, кому захочет его показать, с кем обсудить и т.д.

В то же время необходимо, чтобы педагог-психолог, классный руководитель, учитель начальных классов заинтересовали детей и подростков процессом ведения дневника как возможности самовоспитания,  самоизменения. Имеет смысл, учитывать девиз и содержание дневника при выборе тем часов общения, родительских собраний, занятий с педагогом-психологом, в ходе проведения рефлексии на учебных занятиях.

 

Недопустимость прямого внешнего контроля за ведением дневников.

Дневник ребенок ведет для себя, а не для взрослых. Поэтому только ему решать, с кем он хочет посоветоваться по поводу дневника.

В то же время можно и нужно взрослым интересоваться отношением школьником к ведению дневника. Наблюдать за возможными изменениями в самих детях, заинтересовавшимися работой над собой.

Сравнение ребенка только с ним самим. Личностный рост ребенка – это изменение его самого. Поэтому дневник не может быть основой для сравнения ребенка с ребенком.

Творческий подход.

Школа может в предлагаемую структуру что-то привносить, от чего-то отказываться. Главное, чтобы привносимые коррективы были обоснованы интересами самого школьника

Окончательное право выбора за самим школьником.

 

Главный ожидаемый результат от введения дневников личностного роста школьников – это формирование у учащихся установки на самосовершенствование, что  поможет решить многие проблемы образования, в том числе создание мотивации учения без внешнего принуждения, самовоспитание нравственных качеств.

 

Категория: В помощь учителю | Добавил: Татьяна (20.07.2011)
Просмотров: 4216 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Погода

Календарь
Праздники России

Кнопка сайта
"ЗвёздочкиСайт учителя Баландиной Т.В."

Сайт в каталогах
Белый каталог сайтовGlavBoard.ru Каталог сайтов 'Российское образование в сети' Методсовет
  • SafeWeber.ruБанк Интернет-портфолио учителей Каталог сайтов

    Новости

    ПФО
    Приволжский федеральный округ

    Поиск

    Конструктор сайтов - uCoz