Дневник личностного роста школьника Методические
рекомендации
Актуальность разработанного кафедрой педагогики
и психологии Пензенского института развития образования определяется следующим
обстоятельством. Переход общества к новому социально-экономическому
и политическому укладу вызывает острую необходимость в людях
высокообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством
социальной ответственности. Это предъявляет повышенные требования к выпускникам
средней школы, которые должны быть социально закаленными, чтобы противостоять
всякого рода отклонениям, подготовлены к встрече с трудностями в условиях
конкурентной деятельности; быть здоровыми
физически и психически. И главное, выпускники должны быть способны к
саморазвитию, к непрерывному совершенствованию.
С точки зрения социализации чрезвычайно важный
период в становлении личности – школьный возраст. Именно в этот период
происходит формирование социальных потребностей, осуществление жизненных
выборов (деятельности, профессии, партнеров, ценностей и т.п.), открытие своего
внутреннего мира.
По Закону
РФ «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на
«обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации»,
должно обеспечивать, в частности, «интеграцию личности в национальную и мировую
культуру; формирование человека и гражданина, подготовленного к вступлению в
современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества…».
Эти задачи обеспечиваются организацией
педагогических условий для успешного самопознания, самовоспитания,
самоопределения, самоутверждения, самоактуализации.
Цель введения дневников личностного роста школьника – воспитание человека, способного к самовоспитанию и саморазвитию, челове-ка
совершенствующего самого себя
Задачи:
- направить процесс
самовоспитания, саморазвития учащихся
- организовать
рефлексивную деятельность ребенка, приводящую
к появлению микро- и макро-программ работы над собой
- ознакомить
школьников с практическими приемами и методами своего духовного и физического
развития, совершенствования
Направления развития личности на разных
возрастных этапах определяются потребностями человека, прежде всего потребностями улучшения и совершенствования личностью самой
себя.
Сензитивные периоды для проявления и развития определённых
потребностей
7 – 10 лет - познание окружающего мира
10 – 11 лет - самопознание
11 – 13 лет - самовоспитание, самообучение
13 – 14 лет - самоутверждение
14 – 15 лет - самоопределение
15 – 17 лет - самоактуализация
С учетом этого для
каждого класса условно выделена тематическая направленность дневника в виде
девиза.
Развитие умений самосовершенствования личности
школьника
от I класса до XI
класса
I – IV класс Управляй
своим поведением
V класс Познай
себя
VI класс Сделай
себя сам
VII класс Научи
себя учиться
VIII класс Утверждай
себя
IX класс Найди
себя
X класс Управляй
собой
XI класс Реализуй себя
На уровне 1 класса
дневник – это основа для бесед игровых ситуаций с детьми.
Структура дневника
единая для всех классов. Специфическим для каждого класса является предлагаемый
на начало и конец учебного года материал для самооценки и оценки достижений
школьника в сфере самопознания, самоутверждения и т.д. значимыми для него людьми
– родителями, друзьями, учителями.
Дневник оформлен в
виде блокнота. Такой формат и соответствующее оформление сделает его более
привлекательным для школьника.
Условия эффективности
введения дневников.
Добровольность ведения дневника.
Каждый ученик, получив
в руки дневник, сам решает, как, когда и где будет его заполнять, кому
захочет его показать, с кем обсудить и т.д.
В то же время
необходимо, чтобы педагог-психолог, классный руководитель, учитель начальных
классов заинтересовали детей и подростков процессом ведения дневника как
возможности самовоспитания, самоизменения.
Имеет смысл, учитывать девиз и содержание дневника при выборе тем часов
общения, родительских собраний, занятий с педагогом-психологом, в ходе
проведения рефлексии на учебных занятиях.
Недопустимость прямого
внешнего контроля за ведением дневников.
Дневник ребенок ведет для
себя, а не для взрослых. Поэтому только ему решать, с кем он хочет посоветоваться
по поводу дневника.
В то же время можно и
нужно взрослым интересоваться отношением школьником к ведению дневника.
Наблюдать за возможными изменениями в самих детях, заинтересовавшимися работой
над собой.
Сравнение ребенка
только с ним самим. Личностный рост ребенка – это изменение его
самого. Поэтому дневник не может быть основой для сравнения ребенка с ребенком.
Творческий подход.
Школа может в
предлагаемую структуру что-то привносить, от чего-то отказываться. Главное,
чтобы привносимые коррективы были обоснованы интересами самого школьника
Окончательное право
выбора за самим школьником.
Главный ожидаемый
результат от введения дневников личностного роста школьников – это формирование
у учащихся установки на самосовершенствование, что поможет решить многие проблемы образования, в
том числе создание мотивации учения без внешнего принуждения, самовоспитание
нравственных качеств.
|