Пятница
03.05.2024
08:32
Приветствую Вас Гость
RSS
 
"Звёздочки"Сайт класса и учителя Баландиной Т.В.
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
...

Меню сайта

Категории раздела
В помощь учителю [2]
Внеклассная работа [1]

Крылатые слова

Который час?

Страна Знаний
Дата и время

Наш опрос
Что вас заинтересовало на этом сайте?
Всего ответов: 84

Наш опрос
Нужна ли школьная форма?
Всего ответов: 117

Оцени сайт
Оцените сайт
Всего ответов: 112


...
Осталось...

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Методическая копилка » В помощь учителю

Пора ли в школу?

ПОРА ЛИ В ШКОЛУ?

Центр образования и здоровья Министерства образования РФ   Институт возрастной физиологии РАО  

М.М. Безруких  

На пороге школы

Пора ли ребенку идти в школу? Как выбрать школу? Какая школа лучше? Подобные вопросы волнуют всех родителей, детям которых исполнилось 6 лет. Все эти тревожные вопросы можно объединить в две основные проблемы, которые на языке педагогической науки звучат так: первая — готов ли ребенок к школьному обучению, т.е. будет ли его развитие (социальное, физическое и психическое) соответствовать требованиям школы, не будут ли эти требования чрезмерны; вторая — готова ли школа к обучению ребенка, т.е. сможет ли учесть его индивидуальные особенности, сохранить здоровье и обеспечить условия для его нормального роста и развития. Только в том случае, если совпадут «готовность ребенка» и «готовность школы», обучение в школе не станет тяжелым испытанием ни для ребенка, ни для родителей. Однако что такое готовность, все понимают по-своему. Для одних — это умение ребенка читать, писать и считать (таких родителей, пожалуй, большинство), для других — это способность сосредоточиваться на определенном деле и выполнять его по инструкции, для третьих — это большой запас сведений и знаний по принципу «Всё обо всем» (и чем более разнообразны эти сведения, тем лучше), для четвертых — это желание ребенка быть послушным и выполнять все требования взрослых. Впрочем, перечень этих представлений можно продолжить. И каждый по-своему будет прав. Это связано с тем, что абсолютного толкова­ния понятия «готовность» не существует — для разных детей, для разных условий и разных требований обучения оно свое. Рас­смотрим два типичных примера. Пример первый. Дине в сентябре исполнилось б лет 7 месяцев. Она - живая, подвижная и веселая девочка, хорошо чита­ет (бабушка научила ее читать в 5 лет), умеет считать, красочно описывает приключения любимого кота Афони на даче и любит «порассуждать» о политике. По словам мамы, «от телевизора их с бабушкой не оторвать — все сериалы и все выпуски новостей пропустить не могут». Казалось бы, всё в порядке, однако продолжим рассказ мамы: «...она фактически выросла с бабушкой, ей с ней интересно — бабушка ее развлекает и балует, она не зна­ет слов «нет» и «надо». Бабушка предпочитает уговоры, обещает награду, тогда Дина что-то выполняет. В прошлом году мы реши­ли заниматься музыкой (в музыкальной школе), но уже через месяц бросили. В музыкальной школе все было «неинтересно», нужно было дома заниматься каждый день, а в школе еще сложнее — там на нее никто не обращал особого внимания, в группе было 17 детей, но она ни с кем не хотела общаться. Слезы были почти каждый день, пришлось все бросить, да и бабушка угова­ривала, уверяя, что всему ее научит». В школу Дина идти не хочет. По-видимому, сказывается неудачный опыт дошкольного обучения. Готова ли Дина к школе? С точки зрения общего развития — да. Она хорошо развита, разумна, у нее богатая речь, она многое знает и умеет, но... Школа принципиально изменит образ ее жиз­ни, девочка должна будет жить по правилам, идти в школу и зани­маться не только тогда, когда хочется и интересно. Ей придется ежедневно общаться с детьми, и никто не может гарантировать, что это общение будет бесконфликтным. Ей придется привык­нуть к тому, что учитель не бабушка и будет уделять внимание не только ей одной. Готова ли к этому Дина? Пожалуй, нет. Рассмотрим вариант, который мог бы облегчить адаптацию Дины в школе. В классе минимальное количество детей (7—12), учительница — мягкая, понимающая, спокойная, а опытный пси­холог помогает разрешать учебные и иные проблемы. В этом случае Дина быстро привыкла бы к школе, безболезненно прошли бы первые «перестроечные» месяцы, девочка научилась бы общаться со сверстниками, ее учение было бы успешным. Но Дина пошла в обычную школу, в обычный класс, где 27 детей. Учительница строга, бескомпромиссна, не любит «миндальни­чать». По ее мнению, «хороший ученик — прежде всего послуш­ный». Кроме того, Дине уже с октября (заболела бабушка) при­шлось 4 раза в неделю оставаться на «продленке», которую вела та же учительница. О возможных проблемах общения Дины с учительницей и одноклассниками рассказывает мама: «...отношения не сложи­лись буквально с первого дня, учительница считала ее своенрав­ной, капризной (в ней это действительно есть), упрямой. Дина рыдала каждый день. Казалось, она забыла даже то, что хорошо умела. Жаловалась, что дети ее не любят, не хотят с ней дружить. Учительница сказала, что Дина совсем не готова к школе, не умеет самостоятельно работать, с детьми не считается, требует постоянного внимания». Права ли учительница? Только в том, что Дина действительно оказалась не готова к новым требованиям, к новым условиям школьной жизни, и с детьми ей было трудно, по­тому что до школы она общалась в основном с бабушкой. Ей нуж­ны были поддержка, понимание, терпение, но... учительница оказалась не готова работать с таким ребенком. Увы, такие ситуации совсем не редки. В этом случае «не готова» школа, а значит, выбирая ее, необходимо было учесть не только особенности ребенка, но и возможности школы. Можно предположить, что при первом варианте все «издерж­ки» воспитания Дины не обострились бы болезненно, а значит, ее «неготовность» не играла бы особой роли, так как школа оказа­лась бы готовой учесть индивидуальные особенности ребенка. Пример второй. Алеша, по мнению родителей, не просто готов к школе, но даже не к обычной, а с углубленным изучением иностранного языка (с первого класса в этой школе дети начина­ют учить английский и испанский). Мальчик до школы занимался с учительницей английского языка и с педагогом-логопедом. Прав­да, как рассказывают родители, «большими успехами в английс­ком похвастать нельзя, но логопед поставил все звуки, остались только запинки в речи, которые проявляются не всегда. К тому же Алеша часто болел, через месяц-полтора — очередная простуда. Из-за этого и в детский сад ходил только год». Алеша — спокой­ный, рассудительный, говорит мало, отвечает на вопросы однос­ложно, «слова из него не вытянешь», — подтверждает мама. Люби­мое занятие — машины, у него большая коллекция игрушечных ав­томобилей, знает все марки (это общее с папой увлечение). В отличие от Дины, Алеша очень хочет в школу, он надеется, что в школе появятся новые друзья, там будет интересно. Пока у него «два настоящих друга: один — сосед по даче, с другим они играют и гуляют почти каждый день, живут рядом». Наша первая встреча с Алешей и его родителями состоялась почти за полгода до школы — в апреле, мы тогда посоветовали родителям не отдавать его в школу с углубленным изучением язы­ков, так как обнаружили несформированность речи, а занятия с логопедом решили только одну проблему — звукопроизношения. Кроме того, Алеша относится к категории так называемых часто болеющих детей, такие дети быстро утомляются, у них снижена работоспособность, а школа с углубленным изучением иностран­ного языка требует ежедневной интенсивной и сложной учебной деятельности в течение 5—6 уроков, которая не по силам болезненному ребенку. Запинки в речи, которые мама считала не стоя­щими внимания, и ряд других признаков (беспокойный сон, стра­хи) свидетельствовали о том, что нервная система ребенка не вы­держит чрезмерной нагрузки в школе и дома: возможен срыв адаптации. Однако переубедить родителей не удалось, а тестирование в школе Алеша успешно прошел. Второй раз родители пришли с Алешей через три месяца после начала учебы. Вот мнения учительницы, школьного психолога и впечатления мамы. Учительница. Ребенок не осваивает программу, родители ма­ло занимаются дома, в последнее время совсем перестал работать на уроке, в тетради — грязь, много исправлений, не старается, читает очень медленно... по английскому и испанскому тоже не осваивает программу. Психолог. Мальчик с развитым интеллектом, хорошими волевыми способностями и высокой мотивацией, но низкой само оценкой. В последнее время замкнут, может расплакаться при не удаче, жалуется на усталость. Необходимы занятия для повышения самооценки и снятия напряженности. Мама, Занимается много, даже педагога взяли, но результата нет... Часто капризничает, плохо ест, спит мало — то никак не за­снет, то просыпается ни свет ни заря. В школе — одни жалобы, говорят, если так будет и дальше, нужно из этой школы забирать... Ситуация вполне ожидаемая и закономерная, только никто почему-то не обратил внимания, что Алеша за три месяца два ра­за болел (один раз легко — пропустил 7 дней, а второй раз была сильная ангина и он проболел почти две недели). Пропуск заня­тий и восстановление после болезни заняли в общей сложности больше месяца (из трех!), плюс проблемы с изучением иностран­ного языка (напомним, у Алеши недостаточно хорошо сформи­рована речь, есть затруднения при звуко-буквенном анализе слов), плюс не очень крепкая нервная система, которой трудно было выдержать многочасовые занятия в школе и дома, но особенно неудачи (у Алеши, как отмечает психолог, высокая мотива­ция, он хочет хорошо учиться, именно этого от него ждут взрос­лые, но он не оправдывает их ожиданий), с которыми мальчику нелегко смириться. Алеша очень медленно читал из-за «запинок» в речи, на которые тоже никто не обратил внимания. Теперь «за­пинки» превратились в нарушение темпа речи, в растягивание слов и паузы в середине длинных слов. Нарушение темпа речи в сочетании с «капризами», слезами, беспокойным сном, жалоба­ми на усталость дает все основания говорить о неблагополучии в состоянии нервной системы, о так называемых неврозоподобных расстройствах. Как видим, готовность Алеши к школе оказалась низкой, но нужно подчеркнуть: это неготовность к такой школе, к таким нагрузкам и к таким требованиям. При щадящем режиме, без дополнительных нагрузок он, вероятно, успешно справился бы с учебой, тогда в третьем или четвертом классе можно приступить   и к изучению иностранных языков, вполне посильными могли бы быть и другие дополнительные нагрузки. А в первом классе гораздо целесообразнее было бы два раза в неделю водить Алешу в бассейн. Приведенные примеры достаточно типичны. Они объясня­ют, почему так трудно выработать единые критерии готовности ребенка к школе. Действительно, единых, абсолютных критери­ев нет, но все же для начала обучения ребенок должен достичь определенного уровня физического и психического развития. В зависимости от этого и можно решать вопрос о выборе школы.  

Категория: В помощь учителю | Добавил: Татьяна (19.07.2010)
Просмотров: 886 | Рейтинг: 2.2/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Погода

Календарь
Праздники России

Кнопка сайта
"ЗвёздочкиСайт учителя Баландиной Т.В."

Сайт в каталогах
Белый каталог сайтовGlavBoard.ru Каталог сайтов 'Российское образование в сети' Методсовет
  • SafeWeber.ruБанк Интернет-портфолио учителей Каталог сайтов

    Новости

    ПФО
    Приволжский федеральный округ

    Поиск

    Конструктор сайтов - uCoz